Причиной армирования фундамента является отсутствие пластичности у бетона, и оно необходимо для того, чтобы в зоне растяжения не возникли трещины. Для этих целей используется стальная строительная арматура, которая является элементом бетонной конструкции, необходимым для компенсации растягивающего, изгибающего и сдвигающего усилия.
В отличие от бетона, сталь является более устойчивой к растяжениям и может принимать на себя значительные нагрузки. В последнее время на рынке начали активнее использовать стеклопластиковую арматуру. Однако пока область ее применения не так широка, поэтому при выборе того, что использовать стеклопластиковую или стальную арматуру — предпочтение пока что отдается более привычному, второму варианту.
При строительстве монолитного железобетонного, или ленточного фундамента необходимо, чтобы в процессе заливки не было смещения прутьев, которые используются для армирования, при этом должны соблюдаться проектные расстояния и, следовательно, шаг между прутьями должен оставаться постоянным.
В связи с тем, что наибольшая вероятность появления зон растяжения возникает на поверхности фундамента, в таких местах и следует выполнять армирование.
Но так как арматурный каркас подвержен коррозии, его необходимо защитить от внешних воздействий и это делается с помощью слоя бетона, так что глубина размещения каркаса должна составлять от 3 до 5 сантиметров.
Но это не значит, что армировать нужно только верхнюю часть монолитной конструкции, ведь направления возможной деформации заранее предсказать сложно. Другое дело, что в верхней и нижней части используется арматура диаметром 10-12 миллиметров, и поверхность ее должна быть ребристой, с тем, чтобы обеспечить более надежное соединение с бетоном.
Читайте также: как выполняется муфтовое соединение арматуры, и в чем его преимущества?
Что касается остальной части каркаса, то в соответствии со СНиП, для ее изготовления может использоваться менее толстая проволока с гладкой поверхностью. Если говорить об армировании ленточного фундамента, то в данном случае для внешней части каркаса используется арматура диаметром 10-16 миллиметров, а для внутренней 6-8 миллиметров.
Для ленточного фундамента больше характерно наличие продольных растяжений, поэтому основная нагрузка выпадает на горизонтальные продольные прутья.
Существует несколько способов крепления арматуры. Для этого используется:
При ведении строительства частных домов крепление арматуры с помощью сварки используется достаточно редко, так как для этого необходимо привлекать сварщиков.
В процессе уплотнения бетонной смеси, возможно нарушение соединений, да и процесс сварки приводит к тому, что структура материала арматуры существенно меняется, поэтому в таком случае можно использовать только арматуру с маркировкой имеющей букву «С».
В частном и малоэтажном строительстве, в основном используется арматура А240, А400 и А500С единственная, которую можно варить. Для того, чтобы армировать такие конструкции как фундаменты, перекрытия, перемычки и балки применяется стальная горячекатаная стержневая арматура, диаметр которой варьируется от 6 до 20 миллиметров.
Обвязка арматуры с помощью металлических скрепок и пластиковых хомутов не представляет большой сложности и особых навыков в этом случае не требуется, но такие способы являются более дорогостоящими.
А если площадь армирования достаточно велика, то вязка проволокой оказывается значительно более выгодной. Для изготовления скрепок используется стальная проволока диаметром от 2 до 4 миллиметров, и сама скрепка с одного конца имеет крюк, а с другого петлю.
В процессе вязки петля надевается на нижний прут ниже места скрещивания арматуры, а крючок цепляется за этот же пруток только выше места скрещивания. Надежность соединения обеспечивается за счет упругости скрепки и в процессе обвязки не нужно применять дополнительный инструмент, все делается вручную.
Аналогичная ситуация наблюдается и в том случае, если обвязка выполняется с помощью пластиковых хомутов, при этом производительность работы оказывается значительно более высокой, чем при использовании других способов. Правда при этом нужно учитывать, что выполнять обвязку с помощью пластиковых хомутов при низкой температуре не рекомендуется, ведь пластик на холоде становится хрупким и лопается.
Сейчас на рынке предлагаются пластиковые хомуты со стальным сердечником, которые предназначаются для закрепления различных кабелей и труб на заборах, но и при обвязке арматуры они также очень удобны и функциональны.
Хотя нужно признать, что и стоимость таких хомутов существенно выше и их использование повлечет за собой дополнительные расходы. Наиболее распространенным способом изготовления каркаса для обеспечения прочности ленточного фундамента является ручная вязка с помощью проволоки.
Особое внимание в данном случае необходимо обратить на качество используемой проволоки, диаметр которой обычно один миллиметр, сечение круглое, а размер зависит от каждой конкретной ситуации.
Желательно чтобы проволока была обожженной, ведь в этом случае она обладает необходимой тягучестью, мягкостью, и при этом сохраняет свою прочность. Необожженная проволока будет ломаться при сильном затягивании узлов, да и работа с ней доставит немало неприятных минут. Кроме этого, термически обработанная проволока плотно прилегает к прутьям арматуры, и соединение получается надежным и прочным.
Для ручной обвязки необходимо соответствующее приспособление и желательны также пластиковые фиксаторы, или бобышки. С помощью фиксаторов, кроме всего прочего создается своеобразный защитный слой, которые предотвращает контакт опалубки и арматуры, что является нежелательным.
Что касается приспособления для обвязки, то это может быть:
Использовать пистолет удобнее всего, но серьезным его недостатком является неудобство при работе в труднодоступных местах, которые встречаются практически везде.
С другой стороны, производительность работ при использовании пистолета гораздо выше, поэтому иногда используется комбинированный вариант, когда на горизонтальной поверхности используется пистолет, а в труднодоступных местах обвязка производится с помощью крючка.
Схема вязки арматуры определяется заранее и соответствии со СНиП расстояние между двумя рядом стоящими в вертикальном положении стержнями должно быть как минимум в два раза больше, чем сечение усиления.
Максимального ограничения в данном случае нет, ведь каждый проект имеет свои особенности, зависящие от типа используемых материалов, а также от способов кладки. Кроме того, в СНиП указывается, что расстояние между соседними продольными стержнями варьируется от 10 сантиметров до 40. Что касается поперечных стержней, то по СНиП расстояние между соседними стержнями не должно быть больше тридцати сантиметров.
Опытным специалистам хорошо известно как правильно вязать арматуру, однако с этим процессом может справиться и начинающий строитель, если будет четко следовать рекомендациям.
В данном случае вязка арматуры клещами гораздо неудобнее, чем крючком, главное приобрести определенную сноровку.
Сам процесс вязки состоит из нескольких этапов:
Не следует закручивать соединение слишком сильно, с тем, чтобы не порвать проволоку, хотя даже если одно из соединений лопнет это не критично, главное чтобы конструкция сохраняла свою форму.
Как таковой, нормы расхода проволоки на одно соединение по СНиП не предусматривается, но есть определенные нормы на весь объект, которые производятся из расчета 200 миллиметров проволоки на узел при работе пистолетом. При ручной вязке расход материала будет больше на 20-30%.