Здания, состоящие из нескольких этажей, располагающиеся в сейсмически опасных зонах и выдерживающие серьезные нагрузки сейчас строят с применением огромного количества железобетонных конструкций. И в первую очередь необходимо соблюдать правильность работ при вязке арматуры для фундамента. Железобетон в них выполняет основную работу, касающуюся поддержания конструктивной прочности. А главный составляющий железобетона, превращающий обычный бетон в куда более прочный и практичный материал – это арматура.
Мы же сейчас рассмотрим уникальные способы соединения арматуры, в частности, муфтовое соединение.
Что собой вообще являет соединение арматуры и зачем оно нужно? Необходимо оно для создания арматурного каркаса, являющегося своего рода скелетом любой железобетонной конструкции.
Бетон, сам по себе – очень прочный материал. Но его прочность частично нивелируется хрупкостью. Он может дать трещину, разломаться и разрушиться, особенно если на него действуют нагрузки не на сжатие, а на изгиб. Разрушенная бетонная конструкция восстановлению не подлежит.
Наличие внутри бетона металлических стержней стабилизирует его, улучшает сопротивление нагрузкам на изгиб и превращает в полноценную востребованную несущую конструкцию.
Такой процесс называют армированием бетона. Армирование заключается в сборке арматурного каркаса из отдельных стержней, затем помещении его в опалубку и заливку бетоном.
Как раз для формирования каркасов стержни и нужно собирать. Самый популярный и простой способ сборки – связывание проволокой. Проволока покупается закаленная, толщиной до 1,5 мм.
Строители с помощью вязальных крюков или пистолетов перетягивают узлы соединения арматуры проволокой. Это решение не слишком надежно, но для стандартных задач подойдет.
Проблема соединения проволокой – неудобство при сборке отдельных стрежней, продолжающих конструкцию каркаса в одном направлении. То есть тех, которые необходимо соединить торцами встык.
Очевидно, что для подобных задач проволока не подходит. Встык эффективно перевязать арматуру невозможно, можно сместить стержни друг к другу, а затем перевязать в нескольких местах. Однако такое решение ставит нас перед массой проблем.
Приходится затрачивать лишние материалы, учитывать слабую прочность сборки каркаса, и повышать общий уровень трудозатрат, а следовательно, понижать скорость строительства.
Второй вариант еще сложнее и дороже. Он заключается в сочетании вязки проволокой со сваркой. Очевидно, что привлекать квалифицированного сварщика – значит еще сильнее увеличивать стоимость продукции. Муфтовая альтернатива от подобных проблем нас избавляет.
к меню ↑
Чтобы понять, как работает сборка арматуры муфтами, достаточно вспомнить их аналоги в трубопроводах. Муфта арматурная – это пустотелый металлический цилиндр с определенной схемой фиксации в нем двух торцов арматуры.
Цилиндр имеет длину от 7 до 20 см, его диаметр равен диаметру подходящего стержня.
Внутри цилиндра может быть нарезана резьба, либо установлены специальные обжимные кольца. Их задача – зафиксировать стержень внутри и не дать ему разболтаться в процессе эксплуатации.
Читайте также: какой бывает трубопроводная арматура?
Толщина стенок муфты может отличаться, но как правило, она находится в диапазоне от 2 до 5 мм.
Материал исполнения – качественная углеродная сталь хорошей марки. Впрочем, выбирать тут есть из чего, потому что производители изготовляют муфтовые стержневые соединения в огромном количестве вариаций, подходящих под любой сортамент арматуры.
Чтобы соединить два стержня муфтой достаточно просто подготовить их, а затем вкрутить с обеих сторон. В итоге формируется очень надежный и качественный соединительный узел, экономящий нам время и деньги.
к меню ↑
Рассмотрим набор основных преимуществ и недостатков муфтовых сборных узлов. В качестве изделий для скрепления между собой арматурных стрежней они многим незнакомы, поэтому нуждаются в более подробном рассмотрении.
Основные плюсы:
Основные моменты касаются удобства и функциональности. Чем удобнее с инструментом работать, тем проще и быстрее выполнять поставленные задачи. С муфтами же работать – одно удовольствие.
Для взаимодействия они не требуют людей с высокой квалификацией или серьезным оборудованием. Максимум что от вас потребуется – предварительно нарезать резьбу на торцах, что делается элементарным образом.
Сборка двух стержней любой толщины теперь занимает примерно 10 минут, а расход материалов, благодаря улучшению конструкции каркаса, снижается на 10-20%. Что доказано испытаниями.
Как видите, используя муфтовые соединительные узлы, вы экономите не только время, но и деньги.
Что же до минусов, то их у таких решений практически нет. Отметить можно только стоимость изделий, они все же обойдутся вам в приличную сумму. Эти затраты, впрочем, легко окупаются за счет общей экономии материалов.
к меню ↑
Соединительные муфты для арматуры делят на несколько разновидностей. Различаются они в первую очередь по типу фиксации на стержне.
Каждый тип предполагает какой-то свой способ подготовить материалов и их обработки.
Выделяют муфты:
Резьбовые муфты предназначены для монтажа арматуры резьбовым способом. Внутри цилиндра в них нарезана резьба. Для нормальной фиксации ответная резьба должна быть нарезана и на торце арматуры.
Причем резьба может быть как прямой, так и конической. Определяется тип резьбы на этапе подготовки.
Обжимные муфты, как понятно из названия, фиксируются на арматуре путем обжима. Здесь путей хватает с излишком. В качестве обжимных инструментов могут выступать встроенные кольца, специальные затягивающие гайки и т.д.
И тот и другой вариант подходит для решения тривиальных задач. Отличия в них касаются качества соединения, удобства в работе, долговечности и возможности его модернизации.
Считается, что резьбовые решения более практичны, но и требующие серьезной подготовки (резьбу на арматуре надо предварительно нарезать, причем нарезать аккуратно, чтобы она полностью отвечала аналогичной внутри муфты).
к меню ↑
Рассмотрим способ сборки продольных арматурных стержней с помощью стандартной резьбовой муфты.
Этапы работы:
Затяжку следует проводить специальными ключами и очень качественно, дабы избежать проблем с состоянием каркаса в дальнейшем. Соединенная таким образом арматура получается на удивление прочной.
Доказано, что с помощью качественной резьбовой сборки реально собрать стержень длиной в несколько десятков метров, по надежности не уступающий его аналогу, но без деления на отдельные сегменты.
При этом от вас не требуется привлекать на стройку сварщика, мучиться с проволокой или перетягивать элементы для лучшей фиксации. Достаточно просто подготовить концы соединяемых секций и завинтить их в заранее купленный металлический цилиндр.